16 февраля 2018

Михаил Кучмент на StartUp Show в Москве

Сооснователь HOFF
«Счастье притягивает успех»
БАБУШКА НА ЧАС
Автоматизированный сервис индивидуального подбора нянь
REROOMS
Создаём индивидуальные
дизайн-проекты для вашей
квартиры за 19 900 рублей

FARADISE
Агрегатор мебели в дополненной реальности,
объединяющий продавцов мебели в одном виртуальном каталоге

Благодаря технологии дополненной реальности, пользователи могут
примерить продукцию прямо у себя дома.

BIGPAD
Видеотерминал

ALIAN CLOUD
Mining & Investment Company
Самая Удобная Платформа Облачного Майнинга.
SHOW CAST
Первая социальная сеть для талантов и кастингов
Агентство BENECY
Тест драйв нового дома.
Инновации в недвижимость.
ФОРМУЛА ЕДЫ
Доставка продуктов с пошаговыми рецептами на дом.Привезём всё. Даже пергамент.
ENDO
Верификация документов
на базе Blockchain
Михаил Кучмент: «Счастье притягивает успех»

Почему умение радоваться жизни важно для бизнеса, где искать точки роста, и как расставлять приоритеты
Высадка на Северный полюс, открытие магазина в Казани, путешествие на самолете Cessna по Америке - это лишь малая часть перемещений по миру Михаила Кучмента, сооснователя и вице-президента сети мебельных гипермаркетов Hoff, за последние месяцы. Прошло уже 10 лет с того момента, как Кучмент ушел с поста коммерческого директора «М.Видео» и занялся собственным бизнесом. Сегодня в созданной им вместе с экс-владельцем «М.Видео» Александром Зайонцем сети Hoff, которая торгует мебелью и товарами для дома, уже 27 магазинов, выручка за год должна превысить отметку 25 млрд рублей. Кучмент также входит в совет директоров Совкомбанка, в наблюдательный совет X5 (в обоих участвует деятельно), воспитывает двоих детей и активно занимается спортом. Спокойно побеседовать у нас получилось в уединенном коттедже Cross Country House на берегу Финского залива. Открытый компанией Volvo Car Russia pop-up-отель среди сосен стал местом перезагрузки и смены ритма большого города.

- Вам здесь нравится? Или у вас скандинавский стиль ассоциируется исключительно с конкурентом?

- Нравится, я люблю природу. Я много путешествую, и лучшая поездка была как раз по Скандинавии – в Исландию. На машине проехал всю страну – ландшафт меняется каждый час. Красивейшие водопады, ледник, океан, где мы минут сорок плавали в небольшой лодке в метре от кита, – все это незабываемо. Чувствуешь себя все время интегральной частью этой природы, а не чем-то инородным ей. Телефон практически нигде не ловил, так что голова полностью отключается. Я за это люблю и некоторые виды спорта – на сноуборде, серфе или велосипеде не думаешь ни о чем, находясь наедине с природой.

Даже небольшой дождь не мешал активному отдыху на берегу залива. Михаил Кучмент уверен, что, если правильно провести два дня у моря, будет ощущение, что вы отдыхали две недели
- Вы чаще путешествуете для отдыха или по бизнесу?

- Я стараюсь использовать все возможности в любой поездке. Если я по работе в Краснодаре и до самолета есть несколько часов, без колебаний возьму такси и поеду на море искупаться, хоть это и полтора часа в одну сторону. Должны были выступать с Оскаром Хартманом перед начинающими предпринимателями на Валдае – я предложил лететь вертолетом, чтобы больше увидеть. Очень хотел пособирать там грибы, но после того, как пилот, резко снизившись, показал нам живого медведя, желание ходить по лесам пропало. Сейчас вот тоже перед возвращением в Москву хочу заехать посмотреть наш магазин в Санкт-Петербурге.

- Вы по-прежнему глубоко вовлечены в оперативное управление?

- Да, вовлечен. Пока чувствую, что это приносит пользу компании, я буду участвовать в управлении. Как только ты перестаешь чувствовать бизнес на кончиках пальцев, риск неверных решений выше. Я слишком много вложил в Hoff себя. Это вопрос не денег даже.

- Что вами двигало, когда вы решили уйти со статусной должности в большой компании в стартап?

- Даже имея долю, по ментальности я оставался в «М.Видео» наемным менеджером. Мне было 33 года, и меня очень мотивировала история основателя «М.Видео» Александра Тынкована. Начав с магазинчика на Маросейке, он построил большую компанию, где его личные ценности легли в основу бизнес-модели. В 2007 году, когда компания вышла на IPO, это казалось вершиной развития, как победа на Уимблдоне. Мне хотелось самому пройти весь этот путь с нуля. Когда Александр Зайонц пригласил стать его партнером, я сразу согласился.

- Вы часто выступаете перед стартапами. Есть ли смысл обучать предпринимателей? Новых ярких имен что-то давно не появляется.

- У нас пока небольшая доля малого бизнеса в формировании ВВП по сравнению с развитыми экономиками. Надо, чтобы больше людей хотели стать предпринимателями, а не топ-менеджерами госкомпаний.

А талантливых людей, которые не хотят никуда уезжать, связывают будущее с Россией, много. Просто они не медийные и про свои ценности на каждом шагу не вещают. У нас сотня российских поставщиков. За 10 лет их бизнес эволюционировал колоссально. Чаще всего эти компании в своих городах входят в тройку крупнейших работодателей. Их лидеры могут плохо говорить по-английски, но это не мешает им постоянно привозить из-за границы новые идеи и самое современное оборудование. Когда курс доллара вырос, по большинству категорий импортозамещение произошло мгновенно.

Иногда важно оторваться от рутинных дел, выехать на природу и устроить перезагрузку, чтобы вернуться в офис с новыми силами и новыми идеями
- Вы про свое производство не думали?

- Надо фокусироваться. Наша основная компетенция – разработка продукта. У нас много собственных торговых марок, где мы придумывали все, от бренда до дизайна упаковки. Мы плотно сотрудничаем с поставщиками, чтобы ассортимент максимально соответствовал запросам российских покупателей.

Это как раз то, чего нам не хватало сильно, когда работали по франшизе kika. Даже в каталогах их австрийских партнеров были модели, которые больше подходили для России, но их не заказывали централизованно и мы не могли их закупать.

Сейчас у нас есть возможность предложить покупателям Hoff индивидуальный подход – они могут заказать мебель под себя, выбрав спинку, цвет обивки и т.д. И наши российские поставщики сделают им этот диван.

- Ваша компания растет в кризис. По 2016 году продажи в существующих магазинах выросли на 18%. Это без учета открытия новых. В чем секрет?

- В кризис компании с долгосрочными конкурентными преимуществами усиливаются. Растет разрыв между ними и средними. Это видно не только по нам, но и по «М.Видео», по «Детскому миру». Мы в 2014 году приняли стратегическое решение не поднимать цены. Проговорили его с поставщиками, всю цепочку товародвижения с ними разобрали, где-то свою маржу снизили, где-то им резерв подсказали.

Например, мы помогаем поставщикам оптимизировать закупку, договариваясь с производителями ткани и ДСП, что фабрикам, которые придут к ним от нас, дадут хорошую цену (в корпусной мебели 50% себестоимости приходится на ДСП, в диванах 30% — на ткань). Это сильно улучшило нашу бизнес-модель – наши поставщики транслируют свою экономию в цены.

- Как вы находите точки роста?

- Я считаю этот навык своей сильной компетенцией, причем независимо от вида бизнеса. Поиск точек роста предполагает определенный образ мышления – предприниматель или менеджер должен быть очень любопытным, задавать вопросы, интересоваться, как у других все устроено – не обязательно даже в своей отрасли. Нужно постоянно думать, не в чем ты молодец, а что можно улучшить. Эта культура должна пронизывать всю компанию, потому что интересные идеи часто рождаются как раз не у руководства, а у директоров магазинов, категорийных менеджеров, у тех, кто быстрее получает обратную связь от клиента.

Мы стараемся следить за всеми новыми технологиями. Сейчас вот тестируем использование планшетов, что упростит продавцам работу и позволит быть универсальными, консультировать по всему ассортименту. Прорабатываем и возможность применения наработок в области виртуальной реальности, может быть, до конца года что-то появится.

Мы уже сейчас лидируем в онлайн-продажах в своем секторе, доставляем товары в сотню с лишним городов. Причем покупатель может использовать для заказа любой из каналов – офлайн, сайт, мобильное приложение. И это направление будет развиваться.

- Удалось ли вам достичь того, ради чего затевали свой бизнес?

- Мы еще только в начале пути. Если говорить про большие цели – мы не расстаемся с идеей обогнать IKEA. Лично мне хочется со временем иметь сильный бренд и на международном уровне. Мы шутим, что Hoff должен вернуться на историческую родину. В среднесрочной перспективе – рассчитываем в течение трех лет оборот удвоить.

- Как вы распределяете время между семьей, работой и увлечениями?

- Я привык много трудиться. Сейчас могу себе позволить прийти в офис позже или уехать в путешествие – новые технологии не требуют постоянного физического присутствия в Москве. Я же не врач скорой помощи, в конце концов.

Но если мы открываем новый магазин или случается форс-мажор, я могу и в выходные не появляться дома. Семья относится к этому с пониманием. Я не раз встречал людей из крупных компаний, которые гордились тем, что по три года работают без отпуска. Я считаю, тут гордиться нечем. Можно найти возможность управлять своим временем – отказаться от ненужного общения, например. Продуктивность мозга уже на второй день отдыха в разы вырастает.

- Что считаете своими главными достижениями за последние три года?

- Компания вышла в прибыль, бизнес растет. Но для меня не менее важно и то, что происходит в моей жизни. Сын родился. Дочка в институт поступила. Я научился в этом году серфить на больших волнах, высотой 3-3,5 м. Важно то, что позволяет радоваться жизни. Не успех делает человека счастливым, это по-другому работает: счастье делает успешным.

http://www.forbes.ru/article/349727-mihail-kuchment-schaste-prityagivaet-uspeh

Больше видео на нашем YouTube канале
Made on
Tilda